Портрет в искусстве Палеха имеет давние традиции. Своё происхождение он ведёт от древнерусской живописи. Одна из особенностей поздней иконописи, в том числе и палехской, — разделение мастеров на доличников и личников. Личное письмо требовало от иконописцев особого умения и мастерства. На графический рисунок личник наносил санкирь, сложный красочный состав, например: жженая умбра, светлая охра, небольшое количество голландской сажи, затем охрение (вохрение), т.е. постепенное высветление основного тона добавлением светлых охр с белилами. Наконец, мастер делал румянец, движки. Последний этап — отборка, моделирование формы короткими белыми штрихами.Отборка позволяла приблизить иконописный образ к реальному, живому лицу, делала лики святых «живоподобными».
П. Д. Корин — Портрет М. Холмогорова. 1929 г.

Некоторые палешане, принадлежавшие к древним иконописным родам, получили столичное академическое образование и писали портреты профессионально. Самая громкая слава досталась братьям Кориным: Алексею Михайловичу и его двоюродному брату Павлу Дмитриевичу. В 1894 Алексей Михайлович Корин стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Его первые шаги в профессиональном искусстве были связаны с портретной живописью. Благодаря портретам, вошёл в историю русского изобразительного искусства Павел Корин.

 

П. Д. Корин — Портрет М. Холмогорова. 1929 г.

Н. М. Зиновьев - Портрет М. Горького. 1928 г.

Умели мастерски писать портреты маслом на холсте и многие палехские иконописцы. В начале 1920-х годов некоторые из них были вынуждены заняться портретным творчеством, чтобы прокормить свои семьи. По воспоминаниям Н.М.Зиновьева, он неплохо зарабатывал на портретах вождей революции. Стилистика многих портретов в исполнении бывших иконописцев близка художественному примитиву, явлению уникальному в истории мировой культуры. Работы палешан отличает стремление к портретному сходству, показ социальной значимости портретируемого. Отсюда статичность поз и горделивость осанок, благопристойность внешнего вида, пристрастие к деталям одежды.

 

Н. М. Зиновьев - Портрет М. Горького. 1928 г.

А. Е. Балденков - Портрет крестьянина. 1926 г.

Многие портреты, написанные палешанами в  1920-е годы, близки другому явлению в русской живописи рубежа веков — парсуне. Таков «Портрет крестьянина» работы А.Е.Балдёнкова, написанный на доске яичными красками в 1926 году. Черты лица крестьянина, его волосы описаны тонкими линиями, светлая плавь по красноватому санкирю создаёт условный объём, усиленный белильными движками. Тем не менее, традиционные иконописные приёмы не помешали автору создать живой выразительный образ. Ещё один интересный пример — портрет Ивана Грозного работы И.П.Вакурова. Если «Портрет крестьянина» А.Е.Балдёнкова выполнен в традициях русской иконописи века, то в портрете Ивана Грозного видны стилистические признаки древнерусских икон века. Эти портреты и являются основой портретной живописи в современном палехском искусстве.

 

А. Е. Балденков - Портрет крестьянина. 1926 г.

Н. Д. Вакуров - Иван Грозный. 1934 г.

В лаковой миниатюре Палеха портрет как самостоятельный жанр развивается в  1930-е годы. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Н.А. Правдин, И.Ф. Паликин, И.Г.Серебряков. В портретном творчестве, также как и в сюжетной миниатюре, палешане использовали древнюю технику письма яичными красками с применением творёного золота. Портретные изображения создавались на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Отдавая предпочтение давней иконописной традиции — работе по образцу, палехские художники писали портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников с фотографий, гравюр, репродукций. От иконописи сохранилась и последовательность наложения красочных слоёв — сначала санкирь ровным слоем, затем пробела и тени, многочисленные плави, смягчающие переход от света к тени и, наконец, отборка, придающая «живоподобие» изображённому лицу.

 

Н. Д. Вакуров - Иван Грозный. 1934 г.

И. Г. Серебряков - Портрет М. Горького. 1939 г.

Иван Григорьевич Серебряков (1885-1947) — потомственный иконописец и художник лаковой миниатюры. Он учился личному письму в мастерской братьев Белоусовых (1902-1904). Работал по росписи церквей в близлежащих сёлах и в Поволжье. После революции освоил технику росписи на папье-маше, отдавая предпочтение портретной миниатюре. Член Артели древней живописи с 1932 года. Его работы имеются в Государственном музее палехского искусства, Русском музее, Государственном Историческом музее, Всероссийском музее А.С. Пушкина «Мойка 12», Центральном музее вооружённых сил, Ивановском краеведческом музее, Музее-квартире А.М. Горького, Московском музее М.И. Калинина, Киевском музее русского искусства и др.

 

И. Г. Серебряков - Портрет М. Горького. 1939 г.

И. Ф. Паликин - Портрет И. Баканова. 1935 г.

Паликин Иван Фёдорович (1876-1967) учился иконописи в мастерской Н.М. Софонова у М.П.Парилова и М.В.Дыдыкина. Работал у Софоновых личником, затем в разных мастерских Палеха, после революции в Москве. В 1932 году стал членом Артели древней живописи, отдавая предпочтение портретному жанру. Им написаны портреты А.М.Горького, Шота Руставели, Ромэна Роллана, Анатоля Франса (1936), М.И.Кутузова, А.В.Суворова (1939), К.Ворошилова, И.И.Голикова (1937), И.М.Баканова (1935) и др., которые хранятся в ГМПИ, ИОХМ (Иваново), ВМДПиНИ, Дальневосточном художественном и Ивановском краеведческом музеях.

 

И. Ф. Паликин - Портрет И. Баканова. 1935 г.

Н. А. Правдин - Портрет И.Маркичева. 1955 г.

Николай Александрович Правдин (1893-1981) — заслуженный деятель искусств РСФСР. Он окончил иконописную школу Комитета попечительства о русской иконописи, получив квалификацию иконописец — «универсал» (1909). До 1914 работал в иконописных мастерских Палеха, занимался росписью и реставрацией храмов. В Артель древней живописи вступил в 1930 году. Его дарование наиболее ярко раскрылось в жанре миниатюрного портрета. Лучшими работами являются портреты К. Ворошилова, М.Буденного, И.В.Сталина, палехских художников И.К.Мызникова, Д.Н.Буторина и др.

Долгое время Н.А.Правдин руководил студией миниатюрного портрета. У него оказалось немало способных учеников, усвоивших его манеру. И прежде всего А.С. Кривцова.

 

Н. А. Правдин - Портрет И.Маркичева. 1955 г.

А. С. Кривцова - Портрет Г. Жидкова. 1965 г.

Анна Семёновна Кривцова (1925-2010). С  1960-х годов она писала миниатюрные портреты писателей, музыкантов, палехских художников, выдающихся политических деятелей России и зарубежных стран. За годы существования лаковой миниатюры, техника написания лиц стала значительно проще, художники ограничивались лишь несколькими слоями плавей. А.С.Кривцова по-прежнему писала лица, накладывая более двенадцати слоёв краски разных тонов и полутонов, теней, бликов, подрумянки, начиная с санкирной основы.

 

А. С. Кривцова - Портрет Г. Жидкова. 1965 г.

В  1990-е годы многие художники Палеха стали пробовать себя в иконописи, техника личного письма вновь оказалась востребованной.